Тест шин Michelin

Олег РАСТЕГАЕВ

Рев моторов, визг шин, стрекот гайковертов…
На реконструированном автодроме Paul Ricard, что во французском городке Ле-Кастелле, работа кипит вовсю.

Но мы не на тестах болидов Формулы-1 (они закончились неделю назад) — по трассе носятся «гражданские» автомобили BMW, Mercedes-Benz, Audi, Renault… Все они обуты в покрышки Michelin Pilot Sport и Michelin Energy нового поколения.

Европейский рынок автомобильных шин огромен — в год 150 фирм-производителей продают 285 млн штук. Однако 85% рынка держит в своих руках «большая пятерка»: Michelin, Bridgestone, Goodyear, Continental и Pirelli. Причем крупнейшим производителем шин в Европе и лидером так называемой первичной комплектации остается Michelin — три автомобиля из десяти в Старом Свете сходят с конвейера на шинах французского концерна.

Такая глубокая кооперация шинников и автомобилистов дает свои плоды — новые модели покрышек все чаще «затачиваются» под конкретные автомобили.

Например, новый Renault Megane, уже успевший завоевать престижное звание «Автомобиль года», комплектуется шинами Michelin Energy, специально адаптированными для этой модели. Неудивительно, что на пит-лейне автодрома Paul Ricard выстроилась вереница новеньких Меганов. Половина обута в шины Michelin Energy предыдущего поколения, которые выпускаются с 1997 года, а вторая половина — на новых покрышках Energy образца 2003 года.
Кстати, шины Energy предыдущего поколения были всесезонными — Michelin рекомендовал использовать их круглый год в условиях мягкой европейской зимы. Наш опыт полностью это подтверждает — редакционные Peugeot 206 и 406, обутые в Michelin Energy, не только отлично вели себя на сухом и мокром асфальте, но и позволяли уверенно ездить даже по зимним дорогам.

Увы, про «всесезонность» шин Michelin теперь придется забыть — новые покрышки уже не рассчитаны на зимнюю эксплуатацию. Для нас, россиян, это минус. Ведь «всесезонность» подразумевала и улучшенные сцепные свойства на грунтовых дорогах, на грязи… Зато новая концепция позволила разработчикам сосредоточить свои силы на доводке асфальтовых характеристик — по данным производителя, шины Energy заметно прибавили в ресурсе и сцепных свойствах на мокром и на сухом асфальте. Проверим?
Выруливаю на трассу, поглядывая на сигналы светофоров — они после реконструкции заменили маршалов с флажками. Под колесами — мокрый асфальт: на автодроме предусмотрена система орошения, которая нужна не только для испытаний шин, но и для подготовки формульных болидов для дождевых гонок.

Я за рулем Мегана, обутого в Michelin Energy предыдущего поколения. Здорово! Автомобиль неплохо тормозит, прекрасно управляется, все его реакции очень точны и правильны. В широком вираже резко сбрасываю газ — в ответ на это Меган, как по учебнику, плавно уходит в занос, легко корректируемый рулем и тягой. На выходе из поворота полный газ — и автомобиль с набором скорости «выплывает» наружу поворота. Класс! Неужели можно что-то улучшить?
После трех кругов удовольствия сворачиваю в боксы. Теперь — такой же Megane, но уже обутый в шины Michelin Energy нового поколения.

Выезжаю на трассу — и в первом же повороте ошибаюсь с выбором траектории. На этих шинах автомобиль быстрее и резче реагирует на управление, он стал более спортивным в своих откликах. Сцепные свойства шин стали лучше, но более резкие срывы в скольжения требуют быстрой и точной работы рулем.

Что ж, за все надо платить. В данном случае некоторое снижение удобства управления — разумная плата за сокращение тормозного пути со скорости 90 км/ч на три метра. Причем на сухом асфальте, скорее всего, преимущества новой модели будут еще заметнее.
А теперь предстоит задача поинтереснее — почувствовать разницу между двумя поколениями шин Michelin Pilot Sport. Трасса — сухая. Автомобили — BMW 330i, Audi TT, Mercedes CLK 55 AMG… Выбираю BMW 330i на старом Пилоте. Разгон, торможение — во всем чувствуется «порода». А как выверен баланс всех ходовых качеств! Автомобиль охотно заезжает в повороты под сброс газа. На выходе можно, не боясь заноса, топить педаль газа в пол — BMW, подобно переднеприводнику, с приличным ускорением уходит на больший радиус поворота.

А что на новых шинах? «Трешка» стала еще быстрее, еще интереснее. Автомобиль начинает скользить позже, боковые ускорения возросли, а реакции на управление рулем и тягой стали еще острее и точнее. Если бы устроить хронометраж, я наверняка «привез» бы сам себе пару секунд с круга — только за счет покрышек. Что ж, не зря мишленовцы так много рассказывали о формульных шинах — накопленный в королевских гонках опыт пригодился и при разработке гражданских моделей.
— А теперь попробуйте, подходят ли новые шины Michelin Pilot Sport таким автомобилям, как Mercedes SLK 32 AMG, Audi RS6, BMW M3…

Теперь — BMW M3: 343 л.с., привод на задние колеса и секвентальная механическая коробка передач SMG. Это уже не игрушки-переключалки по имени Тiptronic или Steptronic, а настоящая спортивная коробка, хотя и она способна работать в режиме обычного «автомата». «Джойстик» переключения передач радует короткими ходами, но пользоваться им вовсе не обязательно — передачи можно переключать кнопками на руле.

Первый круг. Привыкаю к управлению коробкой и восхищаюсь тем, как происходит переход на низшие ступени. Перед поворотом легкий толчок рычага вперед — и после моментальной перегазовки (без моего участия!) третья передача сменяется второй. Автомобиль с небольшим заносом ввинчивается в вираж, газ, легкая коррекция рулем — и выход на прямую с мощным ускорением.

Скорость с каждым кругом становится все выше — как и формульные слики, Michelin Pilot Sport прогревается и улучшает сцепление с асфальтом. После пяти кругов останавливаюсь и осматриваю шины. Износ минимален, а резина на ощупь горячая и липкая — протектор «притянул» к себе немало мелких камушков с трассы. Интересно, что на разных осях — покрышки разной размерности: спереди — 225/40 ZR19, сзади — 255/35 ZR19. Подбор разновеликих шин — это тоже плод совместного творчества инженеров-шинников и конструкторов BMW. Ведь поставь на M3 одинаковые шины спереди и сзади — характер управляемости изменится и, подозреваю, не в лучшую сторону. Интересно, что на всех заднеприводных автомобилях, принимавших участие в презентации, задние шины были шире передних. А вот на полноприводных Audi, включая RS6, спереди и сзади стояли одинаковые покрышки.

Убедившись, что кое-кто из журналистов ездить умеет и не «размажет» дорогой автомобиль по отбойникам, организаторы предоставляют шестерым из нас право оценить преимущества новых шин Michelin Pilot Sport на мокром асфальте. Вперед, за руль Audi TT!
Первый круг осторожничаю — на некоторых участках мокрой трассы скорость достигает 180 км/ч. Несмотря на отключенную систему стабилизации ESP, автомобиль прекрасно держит прямую, эффективно тормозит и быстро проходит повороты. Я добавляю. И тут… Я и ойкнуть не успел, как верткий TT «повис» в заносе, а затем, на втором колебании, за долю секунды соскользнул с трассы.

Вот тут-то я и оценил меры безопасности, о которых нам рассказывали перед началом заездов. Автодром в Ле-Кастелле первым из формульных трасс полностью перешел с гравийных полос безопасности на асфальтовые. Причем асфальт на «тормозных» полосах более шероховатый, чем на основной трассе. Ведь все гонщики давно твердили о том, что на гравии остановить болиды невозможно — они летят прямо в отбойники. А на асфальте скорость погасить намного проще. Да и трассу потом не надо подметать… Словом, я просто нажал на тормоз, стабилизировал строптивый ТТ — и уже метров через двадцать вернулся на трассу.

Позже я поездил по мокрому асфальту на Audi TT, обутом в шины Pilot Sport предыдущего поколения. Да, они раньше начинают скользить, автомобиль чуть медленнее проходит повороты. Но при этом покрышки срываются в скольжение более плавно и предсказуемо. Я успеваю среагировать — могу погасить скольжение в зародыше, а при желании могу вести автомобиль в управляемом заносе. То есть на мокром асфальте предыдущие шины Michelin Pilot Sport проще и понятнее в управлении. А новые усложняют управление автомобилем! Конечно, если говорить о спортивном стиле езды, да еще с отключенной системой стабилизации ESP…
Зеленый глаз светофора гаснет. Красный. Заезды закончены. Каковы впечатления от новых шин? Вкратце, так — и Michelin Energy, и Michelin Pilot Sport стали более спортивными. Сцепные свойства выше, причем иногда существенно выше. Но без побочных эффектов не обошлось. На мокром асфальте новые шины резче срываются в скольжение, резче восстанавливают сцепление с покрытием, что требует от водителя твердых навыков управления автомобилем в нештатных ситуациях.